Учитель
русского языка и литературы Жаксыбергенова Б.А.
Всё новое – это хорошо забытое старое.
Теоретической базой моего опыта является,
прежде всего, опыт педагога-новатора В. Ф. Шаталова.
Метод опорных
конспектов разработал и воплотил на практике Виктор Федорович Шаталов – народный учитель СССР, профессор. Он показал огромные, еще не
раскрытые резервы традиционного классно – урочного обучения.
В.Ф.
Шаталов обучал разных детей, с любыми индивидуальными данными.
Принципы методики :
-многократное
повторение, обязательный поэтапный контроль , высокий уровень трудности ,
изучение крупными блоками ;
-личностно
ориентированный подход;
-гуманизм (
все дети талантливы );
-учение без
принуждения;
-бесконфликтность
учебной ситуации, гласность успехов каждого, наличие перспективы для
исправления, роста;
-соединение
обучения и воспитания.
Ученый
призывал учителей быть самокритичными к собственным поступкам.
По его
мнению, необходимо найти путь к каждому ученику. « Самое главное – учитель
должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании
себя, жизни, мира, воспитывать в нем чувство человеческого достоинства… От веры
учителя в возможности своего ученика, умения вовремя прийти на помощь зависят
успехи его учеников на трудном пути познания».
Особенности содержания:
-материал
вводится крупными дозами;
-поблочная
компонента материала;
-оформление
учебного материала в виде опорных схем – конспектов;
-опорный
конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражена подлежащая
усвоению информация.
Итак, опорные сигналы для учащихся всех возрастов являются
элементами увлекательной игры. Но игры, которая
учит и продвигает в познании и развитии.
Ускоренное изучение теоретического материала по
всем учебным предметам дает значительную экономию
учебного времени, снимает с повестки дня проблемы перегрузки
и низкой успеваемости учащихся. Опорные сигналы обеспечивают
успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально
осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.
Психологи
отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более
наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и
усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять
опорные схемы - конспекты в различных формах и вкус к такой работе.
Опорная
схема - конспект составляется учителем
для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми
(тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный
текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания
атмосферы поиска, маленького открытия). Таким образом, умение составлять
опорную схему-конспект - одно из важных общеучебных умений, которое
подготавливает учеников к презентации своих знаний.
Разработка и составление опорных материалов проходит в три этапа:
1. Подбор фактического материала. Этот этап работы играет большую роль в
плане повышения профессионального мастерства, эрудиции учителя, позволяет ему
глубже разобраться во внутрипредметных и межпредметных связях темы. Материал
избирается из разных источников: программы, учебники, справочной и методической
литературы, периодических изданий, интернета.
2. Генерализация материала, выделение ядра знаний, основных понятий. На
этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка» отобранного материала,
отбрасывание второстепенного, малосущественного.
Основные орфограммы, пунктограммы, определения, правила, формулировки — это
наиболее важные фактические данные составят «ядро» знаний. Материал,
необходимый для сознательного усвоения данной темы в пределах курса русского
языка ( т.е. они часто используются для изучения той или иной темы , для
реализации межпредметных связей), составляет основную оболочку «ядра».
Остальной материал—это вспомогательная оболочка.
Выделяя «ядро», важно не перенасытить его, не пытаться всё перенести в опорные
схемы. В.Ф.Шаталов видит основную задачу опорных конспектов в обеспечении
логически последовательного раскрытия темы и при изложении материала учителем,
и при подготовке учащихся к урокам, и при всех видах устных ответов. Опорные
сигналы стимулируют развитие творческого мышления учащихся.
3. Кодирование материала. Составление
опорных схем - конспектов.
В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные
сигналы. Совокупность которых и составит опорный конспект по теме. Он будет
состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и
формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, условных обозначений. Экспериментальная
прокатка подскажет варианты его перекомпоновки, перестройки отдельных частей ,
упрощение некоторых элементов, введение новых.
Опорный конспект—это по сути дела самовыражение личности того, кто данный
конспект составляет. Его создание — сложная творческая задача, требующая
глубокого знания материала , законов психологии, способности к обобщению и
абстрагированию.
Принципы создания опорных схем:
* Опора и сигнал - эквивалент
смыслового значения. Опорные схемы играют значительную роль и при изложении
материала, и при отработке учебных навыков и умений, и при повторении, и при
контроле знаний.
* Лаконичность – максимум закодированной информации при минимуме
визуальных печатных знаков – одно из основных требований.
* Удобство восприятия и
воспроизведения. Структура должна быть удобна и для запоминания, и для
воспроизведения, графическое расположение сигналов не должны вызывать
трудности.
* Непохожесть опорных схем между собой.
Похожие друг на друга опорные схемы трудно сохранить в памяти. Успешному
запоминанию способствует разнообразие форм, шрифтов, знаков, рисунков.
* Принцип занимательности, парадоксальности. В схемы следует вводить
занимательный материал по орфографии, пунктуации, стилистике.
* Унификация обозначений. Условные обозначения нужно постараться
унифицировать. Это значительно облегчит их восприятие и запоминание.
* Цветовое оформление. Правильно использованные цвета должны привлекать
, заострять внимание на главном.
* Шрифт. Основным требованием, предъявляемым к шрифту, являются :
чёткость, простота, гармония с цветовым решением.
* Разнообразие опорных сигналов. Опорные сигналы должны быть
разнообразными не только по форме, но и содержанию.
Разнообразное содержание позволяет
разделить их на несколько групп:
1. Смысловые
2. Вербальные (словесные).
3. Ассоциативные.
4. Аббревиатурные.
5. Графические.
6. Орфографические .
Опорные схемы представляют собой особую организацию теоретического материала в
виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение
зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему
(грамматическую, пунктуационную, орфографическую) . Такое изображение создается
в упрощенно-обобщенном виде.
Применение опорных конспектов, схем не упрощает школьную программу, не
сокращает ее объем. В каждом опорном конспекте отражен весь учебный материал
темы или раздела.
Двукратное изложение нового материала, домашняя
подготовка, многократное вариативное повторение способствуют прочному усвоению
учебной информации. Объяснение нового материала с использованием опорных
конспектов проводится в два этапа. На первом этапе и работа с учебником, и
слово учителя, и эвристическая беседа, и лингвистические наблюдения, и
исследования. Во время объяснения учитель делает записи на доске, учащиеся – в
тетради. Затем повторное изложение материала – рассказ по опорным конспектам.
Особо выделяем теорию, новые понятия, связь между блоками. Цель повторного
объяснения – кратко и в четкой последовательности воспроизвести основное
содержание темы, связав с опорным конспектом. На одном из этапов находим тему в
учебнике, вместе читаем материал и проверяем соответствие с опорным конспектом.
Ребята убеждаются, что без учебника опорный конспект «молчит». Учащиеся
проговаривают опорный конспект, наполнив его содержанием учебника. Каждый
сигнал опорного конспекта вызывает определенные ассоциации, что позволяет
быстро запомнить учебный материал. Этому способствует и неоднократное изложение
нового. На последующих уроках идет углубление темы, закрепление новых знаний,
ребята отрабатывают навыки на практике, в нестандартных ситуациях.
При систематическом, грамотном применении опорные схемы способны придать
сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность.
Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой
схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой,
четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению. В
процессе работы по опорным схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень
подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность
записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде
схемы, алгоритма или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее. Такая работа
должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более
глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического
материала, а не "зазубриванию" его. Постоянная работа по схемам,
составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на
определенном этапе даже "слабые" учащиеся могут учиться самостоятельно,
пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал.
Например, приступая в 8 классе к изучению темы « Простое предложение» , через
анализ предложенного текста, в котором устанавливаются границы предложений,
способы связи слов в предложении, в тетрадях - справочниках учащихся появляется
такая запись.
Простое предложение
Предложение - основная единица синтаксиса
|
Предложения бывают |
| ||
|
простые |
|
сложные | |
По цели высказывания
|
| |||
Повествовательные: Берег реки тянулся куда-то вдаль. |
Побудительные:
Смотри сюда. |
Вопросительные:
Что вам нужно для счастья? |
| |
|
По эмоциональной окраске
|
|
| |
Восклицательные: Как хорошо в лесу! |
|
Невосклицательные: Мы вошли в лес. |
| |
|
По строению грамматической основы
|
|
| |
Односоставные: Весна. Вечереет. |
|
Двусоставные: Правда глаза колет. |
| |
|
По наличию второстепенных членов |
|
| |
Распространенные: Мрачный лес сурово шумит. |
|
Нераспространенные: Лес шумит. |
| |
|
Бывают |
|
| |
Полные: О чем сообщили по радио? |
|
Неполные: О погоде. |
| |
|
Могут быть осложнены |
|
| |
Однородными членами |
Обособленными членами |
Вводными словами и предложениями |
Обраще-ниями | |
Использование данной
методики при изучении русского языка, несомненно, даёт определённые результаты.
Во-первых, значительно
увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык
самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся
показывают более прочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование
данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся,
развитию речи, мышления.
В-третьих, повышается
мотивация к обучению, что повышает качество знаний при сдаче ЕНТ и экзаменов.
В – четвертых, мы составляем опорный
конспект на уроке вместе с детьми, извлекая теоретические сведения из текстов
параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике, а зачастую из
собственных наблюдений по предлагаемому материалу и представляя их в виде
обобщающих символов, устанавливая логические взаимосвязи между этими сведениями
и изображая эти связи графически в опорном конспекте. Таким образом, опорный
конспект не даётся детям в готовом виде, а “вырастает” на доске и в тетрадях в
ходе активной познавательной деятельности детей под руководством учителя. При
этом используются традиционные методы объяснения педагогом материала: слово
учителя, беседа, самостоятельная работа над теоретическим материалом учебника.
Такое составление опорных конспектов ведёт к реальному сотрудничеству учителя с
учащимися.
Имея значительные «плюсы», опорные конспекты помогут учителю решить
проблему успешного обучения русскому языку или другому предмету, если подходить
к ним, как и к другим способам обучения, творчески, учитывая возможности
каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и условиями
его изучения.
Литература
1. Галимова Л.Н. Язык – игра – творчество //
РЯШ, - -2001. - №5
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических
технологий. Материалы для специалиста образовательного
учреждения. – Издательство «Каро», С-П.2006.
3. Коротаева О.М. О ситуации успеха в учебной
деятельности // РЯШ, - 2003. - № 1.
4. Кульневич С.И., Лакоценина Т.П. Современный
урок – Издательство «Учитель». 2005.
5. Ладыженская Т.А. Учимся
составлять опорный конспект // РЯШ, - 2001. - №5 6.
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников на уроках
русского языка. Москва, 2001. 7.
Шаталов В.Ф. Точка опоры. Москва, 1987.
8. Меженко Ю.С. Методическая система В. Ф. Шаталова в обучении
русскому языку. Москва, 1992.
9. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку .Пособие для учащихся.-
М.: научно- методическое объединение «Творческая педагогика», малое предприятие
«Новая школа», 1992. – 109с.