Интеграция – это объединение в целое
разрозненных частей, глубокое проникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных
знаний в той или иной области.
Интегрированные
уроки – одно из средств развития познавательной активности и привития интереса
к учебным предметам. Позволяют перейти от изолированного рассмотрения различных
явлений действительности к взаимосвязанному комплексному изучению.
«Самопознание» – один из немногих предметов, который прививает духовность и
нравственность подрастающему поколению.
«На рубеже
веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания -научить ребенка
нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже
готов-человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличать добро от
зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует... …Мне
хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми
счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастья в служении
человечества. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны
стремиться.»
С.А.Назарбаева автор проекта нравственно-духовного
образования «Самопознание»
Предмет «Самопознание» рассматривается
через призму пяти ценностей: праведное поведение; любовь; ненасилие; внутренний
покой; истина. Эти ценности должны присутствовать на любых уроках
общеобразовательного цикла, помогая ребёнку не только в усвоении сути
изучаемого на уроках, но и воспитывая личность с правильными моральными и
нравственными устоями. Интегрированные уроки «самопознание–физика»,
«самопознание–история», «самопознание–биология» и т. д. помогают вникнуть в
изучаемый материал, делают его более доступным для понимания.
В нашей школе
учитель самопознания Сальникова С.С. прошла длительные курсы по предмету «Самопознание».
Во время практики она предложила учителям нашей школы провести интегрированные
уроки.
Совместно
с учителем географии Липатовой Галиной Гаязетдиновной был проведен
интегрированный урок географии с предметом «Самопознание» . Тема урока «Погода и климат» раскрыта через
практику общечеловеческой ценности «Истина». Была поставлена цель: расширение знаний о погоде и климате через практику общечеловеческой
ценности Истина.
Для
создания позитивного настроя урок начали с «Мысленного путешествия в подводное царство» дети,
закрыв глаза, окунулись в мир воображения.
Музыка
«Звуки моря» помогла добиться позитивного настроя на урок у учащихся.
Для
более глубокого понимания детьми темы урока было предложено позитивное
высказывание (цитата):
«Если в твоей душе солнце, то не важно, какая погода за окном»
В. Васильев
Для
понимания и запоминания цитаты ребятам были заданы следующие вопросы:
- Что вы знаете об авторе?
- Как вы
понимаете смысл этого изречения?
Учащиеся
оживленно обсуждали цитату.
Интеграция
общечеловеческих ценностей в содержание урока осуществлялась по следующим
вопросам:
По
каким признакам можно определить настроение человека?
Как
погода может влиять на настроение человека?
Может
ли человек изменить свое настроение?
-Альмира
рассказала, как погода влияет на ее настроение, что можно дома заняться
интересным делом если на улице плохая погода.
-Валерия
привела примеры как она поднимает себе настроение.
-
Антон рассказал, что погода не влияет на его настроение.
Ребята
работали в группах. У всех было хорошее настроение. Атмосфера на уроке была
доброжелательная.
Цель урока была достигнута. Материалы урока подобраны в
соответствии с возрастными особенностями учащихся, соответствовали теме урока.
Высокая работоспособность учащихся в течение
всего урока обеспечивалась за счёт морального стимулирования - словесного
поощрения.
В классе поддерживалась атмосфера искреннего и радостного
общения, дети работали активно.
На
протяжении всего урока, чувствовалось, что детьми понятна тема урока.
Учителю
понравилась идея интеграции предмета «Самопознания» с уроком географии. Галина
Гаязетдиновна сказала, что будет применять на своих уроках методические приемы
из уроков «Самопознания».
Конечно, новое
всегда страшно. Но учитель- человек творческий и инициативный. Светлану Станиславовну
поддержали многие учителя и попробовали провести такие уроки. В результате
уроки понравились и учителям, и ученикам, и родителям. Было много споров и
сомнений, что не хватит учебного времени, произойдет отступление от темы, но
все получилось, и получилось замечательно. Присутствующие коллеги заметили
положительные изменения в поведении и активности ребят. Теперь мы все стараемся
вникнуть в данную проблему и использовать
призму ценностей предмета «Самопознание» на своих уроках.